Содержание
- 1 Как правильно вести воинский учет в организации
- 2 Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
- 3 Что такое положение о воинском учете и зачем оно нужно
- 4 Воинский учет в организации пошаговая инструкция
- 4.1 Шаг 1. Узнаем правила воинского учета в организации
- 4.2 Шаг 2. Ведем учет сотрудников для военкомата
- 4.3 Шаг 3. Организуем воинский учет в компании
- 4.4 Шаг 4. Назначаем ответственных за воинский учет
- 4.5 Шаг 5. Сообщаем сведения военкомату
- 4.6 Что грозит за нарушение правил ведения воинского учета в организации
- 5 Воинский учет | пошаговая инструкция 2018, ведение, документы
- 5.1 Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2018 году
- 5.2 Ведение воинского учета в организации
- 5.3 Бронирование военнообязанных граждан
- 5.4 Воинский учет на предприятии с нуля
- 5.5 Документы воинского учета при приеме на работу
- 5.6 Военный билет при приеме на работу
- 5.7 Прием на работу без военного билета
- 5.8 Список штрафов
Как правильно вести воинский учет в организации
На основании российского законодательства каждое предприятие обязано вести учет военнообязанных лиц. К таким особам относится все мужское население призывного возраста. Это обязательство возложено на организации с 1996 года. О том, как правильно организовать контроль и кто несет за него ответственность, рассмотрим подробно в данной статье.
Сдача отчетности в военкомат это такое же обязательство предприятия перед государством, как предоставление данных в налоговую инспекцию, статистику или пенсионный фонд.
Только ИП могут не передать информацию о наемных работниках, которые должны состоять на военном учете.
Важно! Все остальные организации делают это один раз в год. Отчеты должны передаваться в военкомат до конца отчетного года и содержать данные актуальные для списочного состава предприятия на начало следующего года.
Данные передаются по следующим формам отчетности:
Каждый отчет оформляется в трех экземплярах – один для подотчетного учреждения два других — для военного комиссариата.
Весь контроль и перепись граждан любое учреждение должно вести согласно следующим законодательным актам:
- ФЗ № 61;
- ФЗ № 31;
- Положение;
- Методические рекомендации.
Полагаясь на основную нормативную базу можно сделать вывод, что воинский учет в организации – это совокупность организационных процедур проводимых руководителем предприятия или другим ответственным лицом, направленных на перепись лиц, находящихся в штате компании информация о которых является полезной для военного комиссариата.
Учет военнообязанных лиц можно считать частью кадровой работы предприятия с отдельной категорией граждан:
- представители мужского пола призывного возраста;
- женщины, специальность которых указана в Приложении № 2 к Методичке. То есть их профессия имеет особую важность в условиях всеобщей мобилизации. Например, медсестры или специалисты в области радиотехники и связи.
Вся эта информация имеет огромное значение для формирования обороноспособности российского государства. Она позволяет сформировать полную базу данных лиц, не имеющих опыт военной службы – призывников. А также тех, кого можно быстро мобилизовать в случае возникновения экстренной ситуации.
То есть основная задача воинского учета – это формирование списочного состава человеческих ресурсов годных к прохождению службы в рядах Российской Армии.
Важно! Имея подобные данные от организаций, военкоматы могут четко распределить граждан по различным войсковым подразделениям и формированиям и понимать число лиц, закрепленных за определенными предприятиями.
Воинский контроль позволяет решить следующие задачи:
- сформировать качественный состав военизированных формирований за счет заблаговременного закрепления граждан за ними;
- закрепить за организациями, местными органами власти и другими учреждениями специалистов, которые не будут мобилизованы даже при возникновении военного положения;
- проанализировать качественный и количественный состав потенциальных призывников и мобилизационных резервов;
- провести плановые мероприятия с имеющимися резервами по военной подготовке;
- составить полный список военнообязанных граждан.
Все эти задачи направлены на обеспечение главной цели – обеспечение выполнения гражданами государства своих воинских обязанностей.
Воинский учет и бронирование граждан в компании
К каждому предприятию предъявляется одно единственное требование при организации военного контроля – это предоставление полной и достоверной информации о сотрудниках, которые являются призывниками или мобилизационными ресурсами.
Очень часто возникает вопрос: «Как определить является ли работник военнообязанным лицом или нет?» Основную информацию можно получить из его паспорта. На основании законодательства Российской Федерации на 13 странице этого документа у военнообязанных лиц присутствует соответствующий штамп.
Не подлежат военному учету следующие категории трудящихся:
- Освобожденные от службы в вооруженных силах РФ по любой причине, например по непригодности к ней по состоянию здоровья и прочим обстоятельствам;
- Которые уже находятся в рядах российской армии или проходят альтернативную службу;
- Находятся за пределами России, то есть постоянно проживают на территории другого государства;
- Офицеры запаса службы внешней разведки или безопасности Российской Федерации.
Каждая форма отчетности несет определенную полезную информацию. Так Форма 16 отражает количественный состав военнообязанных работников фирмы. Отчет содержит следующие сведения:
- информация, о сотрудниках находящихся в запасе. здесь следует обязательно указать звание, в котором сотрудник был уволен в запас;
- количество лиц призывного возраста;
- численность ограниченно годных штатных единиц;
- бронь персонала в разрезе профессий.
Бланк по Форме 6 отражает похожие данные, но несколько в другом разрезе. Здесь военнообязанные лица разделяются по категориям должностей. Для их учета предусмотрено две отдельные графы:
- пребывающие в запасе;
- забронированные сотрудники.
Достоверность представленных данных заверяется подписью руководителя компании и мокрой печатью.
Кроме двух основных форм, предоставляемых ежегодно, предприятие обязано подавать в военкомат следующие данные:
- Перечень представителей сильного пола, которым исполнится полных 17 лет в следующем году. Информация предоставляется ежегодно к 1 ноябрю;
- Любые обновленные сведения о работниках, состоящих на специализированном контроле в течение 14 дней с момента появления новых данных. Информация может быть разного рода: изменение места прописки, состояния здоровья или семейного положения, увольнение или прием на работу в данную фирму.
Также предприятие обязано отвечать на любые официальные письма из военкомата, касающиеся военнообязанных лиц не позднее 14 дней с момента поступления соответствующего запроса.
Важное значение имеет организация закрепления сотрудников за предприятием. Под бронированием понимается предоставление отсрочки для работника компании при оглашении всеобщей мобилизации.
Основная цель бронирования ответственных работников – это сохранение непрерывной работы всех важных учреждений при наступлении военного времени. Закрепленные граждане – это лица, которые смогут организовать плавный переход работы всех учреждений страны после объявления всеобщей мобилизации к условиям работы в военное время.
Кратко, особый контроль в организации можно свести к следующим моментам:
- оповещение военного комиссариата о принятии на работу сотрудника, подлежащего постановке на особый контроль;
- оформление и сохранность отчетов, личных карточек определенных трудящихся;
- уведомление военного комиссариата об увольнении трудящегося или перемещении на другое рабочее место.
На ответственного работника возлагаются следующие функциональные обязанности:
- проверка подлинности предоставленной военнообязанным сотрудником информации;
- формирование личного дела этого гражданина с присоединением к нему всех документов, содержащих данные о воинской службе и другой нужной информации;
- сотрудничество с работниками военного комиссариата по вопросам мобилизации. Доведения сведений о ней до сотрудников, организация их участия в военных сборах. Информирование персонала об ответственности за уклонение от выполнения своих гражданских обязанностей;
- осведомление военкомата о любых изменениях в жизни военнообязанных работников;
- составление и предоставление ежегодной отчетности;
- оформление ответов на любые запросы со стороны военкомата.
Важно! если вновь прибывший сотрудник по каким-то причинам не предоставляет документы, необходимые для ведения военного учета, ответственный работник обязан самолично запросить все необходимые данные.
Пошаговая инструкция ведения
Ведение военного учета не представляется сложным для любого кадрового сотрудника. Для учреждения достаточно один раз обратится за помощью в военкомат, работники которого предоставят все необходимые для ведения учета формы и методические рекомендации.
Следовательно, первым шагом в организации воинского учета является явка в военный комиссариат по месту регистрации фирмы. Сделать это необходимо не позже, чем через 5 дней после внесения информации об организации в государственный реестр юридических лиц.
Далее предприятие должно поэтапно выполнить следующие действия:
- Разработка должностной инструкции. Не зависимо от того будет ли это отдельная штатная единица или работник попутно выполняющий обязанности по ведению военного учета, для него должна быть разработана индивидуальная должностная инструкция.
- Издание приказа об организации военного учета.
- Назначение ответственного за данный участок работы. Это может быть любой специалист компании. Обычно предпочтение отдается работнику отдела кадров.
- Заключительным шагом является составление плана работы по организации воинского учета и бронированию сотрудников. Для его формирования можно воспользоваться Приложением №17 к Методическим рекомендациям. Этот документ специалист должен составить самостоятельно и утвердить в военкомате. По каждому пункту назначается ответственное лицо и ставится отметка о выполнении.
Важно! В случае замены либо увольнения ответственного за воинский учет работника, предприятие обязано проинформировать об этом военкомат в 10 срок.
Образец приказа
За основу можно взять форму приказа, разработанную Методическими рекомендациями Приложение №4. Документ должен содержать следующие сведения:
- ФИО и занимаемая должность сотрудника, за которым закрепляется данный участок работы.
- ФИО специалиста, на которого возлагаются обязанности по ведению воинского контроля во время отсутствия назначенного сотрудника по причине болезни, отпуска и тому подобного.
- Другие данные непосредственно связанные с этой деятельностью. Например, где и как хранятся документы, круг лиц имеющих к ним доступ и тому подобное.
Приказ подписывается руководителем предприятия. Обязательно ставится ознакомительная роспись ответственного лица.
Важно! Приказ необходимо предоставить в военкомат для согласования.
Ответственность за нарушения
Любое учреждение, за исключением ИП, в независимости от численности или формы собственности обязано ежегодно представлять отчетность в военкомат по месту регистрации.
Ответственным за воинский контроль является директор учреждения. С его ведома на этот участок может быть назначен любой другой сотрудник. При этом его функциональные обязанности должны быть закреплены соответствующим приказом и отражены в трудовом договоре.
В зависимости от численности штатных единиц определяется количество специалистов, на которых возлагается ответственность за ведение переписи. Чем больше штат, тем более количество специалистов должно быть задействовано.
Предприятия, на которых числиться менее 500 работников должны проверятся местными органами власти и военкоматами не реже одного раза в три года. Организации, персонал которых превышает 500 человек, подлежат проверке не реже одного раза в один год.
Воинский учет относится к административному праву. При его нарушении предусматриваются следующее наказания:
- от 300 до 1000 рублей – за недостоверную информацию о военнообязанных сотрудниках или ее непредставление;
- от 500 до 1000 рублей – за отказ от организации явки в военкомат одного или нескольких сотрудников предприятия. то есть ответственный работник не произвел соответствующего оповещения вызываемых лиц;
- от 300 до 1000 рублей – за отсутствие данных о лицах, которые должны состоять на специальном контроле.
Непредставление отчетов или любых других данных в установленные законом сроки квалифицируется по одному из выше перечисленных типов наказаний.
Очень часто руководителя учреждения не пугают подобные штрафы и он не стремиться к организации военного учета на предприятии.
Важно! Комиссариат должен успеть предъявить претензии в течение 2 месяцев с момента обнаружения недостатков учета. Все нарушения связанные с ведением воинского учета не относятся к длящимся.
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на военном контроле. Поэтому организация такого учета на предприятии является гражданской обязанностью его руководителя. В организации контроля военнообязанных граждан нет ничего сложного. Это является существенной помощью в организации обороноспособности Российского государства и качественном формировании состава Вооруженных Сил РФ.
Если остались вопросы о том, как правильно вести воинский учет в организации — смотрите наше видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/voinskij-uchet.html
Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Основные задачи воинского учета в организации
Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.
Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.
Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.
Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.
Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.
За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации
Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:
- Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
- Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.
Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:
- Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
- На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
- Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
- В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.
В документах по воинскому учету содержится следующая информация:
- ФИО, дата, место рождения, местожительство;
- Семейное положение;
- Основные антропометрические данные;
- Образование;
- Место работы;
- Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
- Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
- Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
- Владение иностранными языками;
- Наличие спортивных разрядов;
- Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.
Составление плана работы военно-учетного стола
Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:
- Порядок ведения картотеки;
- Подготовку годового плана;
- Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
- Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.
Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».
Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.
Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.
Проверка военно-учетной документации
Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).
Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.
Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.
Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.
По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.
Ответственность должностных лиц
Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.
В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.
Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.
При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.
В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.
Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/voinskij-uchet-v-organizacii/
Что такое положение о воинском учете и зачем оно нужно
Для обеспечения единой трактовки определенного свода правил необходимо разработать правовой документ, который называется положением. В нем достаточно точно будут отображены все обязанности каждого субъекта, и на документальной основе обеспечится возможность контроля деятельности каждого структурного звена, которые фигурируют в данных правилах.
Положения могут быть разработаны на различных уровнях законодательной власти с последующим их утверждением. Такой подход дает возможность однообразно воспринимать представленную информацию.
Правые основы
Известно, что воинский учет, по своей сути являющийся неотъемлемой частью воинской обязанности граждан, представляет собой многогранный комплекс мероприятий, в который вовлечены не только персональные кадры, но и целые организации, муниципальные образования, региональные структурные подразделения военного комиссариата.
За основу деятельности компетентных органов, уполномоченных на организацию воинского учета, принято постановление №719 Правительства РФ, датируемое 2006 годом, но подлежащее регулярному редактированию. Последняя редакция была произведена в 2017 году.
Согласно этому постановлению утверждению подлежит положение, разработанное Министерством Обороны и организующую работу по ведению воинского учета на различных уровнях. Постановление об утверждении положения о воинском учете имеет Федеральное значение и не может быть изменено на региональных ступенях.
Структура документа
Принятое положение о воинском учете содержит ряд фундаментальных вопросов, которые объединены в отдельные разделы. Таким образом, лицо или отдел, занимающийся военной и мобилизационной подготовкой контингента, имеет возможность оперативно получать исчерпывающую информацию по всем потенциально возможным вопросам.
1-й раздел, который называется «Общие положения» считается вводной частью настоящего положения и определяет функции, цели, а также задачи воинского учета. В этом разделе однозначно прописано, кто несет ответственность за организационные мероприятия, и как распределяются обязанности между подразделениями разных уровней.
https://www.youtube.com/watch?v=l_OiKjMJsm8
Подробно изложена теория подготовки и осуществления воинского учета в организации. Этому вопросу уделено должное внимание, так как охватывается большая доля контингента, а для качественного учета требуется создание функционального отдела, состоящего в некоторых случаях из нескольких человек.
Специальный учет, как и учет юношей, проходящих обучение в школе, ведет непосредственно военкомат. Полное руководство к действию по ведению специального учета включено в положение. Отдельным перечнем определены категории граждан, в чьи обязанности входит пребывание на учете. При отсутствии в муниципальном образовании военного комиссариата первичный воинский учет осуществляют административные органы власти на местах.
Второй раздел положения содержит полную информацию о способах постановки, ведении и снятии с учета призывников. Данный раздел считается актуальным, так как пополнение рядов ВС солдатами срочной службы является государственным заказом.
Третий раздел посвящен ведению учета работодателем.
Здесь собраны все необходимые бланки и образцы документов для постановки на учет, сбора информации и о работнике, а также описаны формы взаимодействия ответственных лиц в организациях с военным комиссариатом.
Правила заполнения личных карточек должны строго соблюдаться, так как актуальная информация содействует рациональному распределению мобилизационных ресурсов в период военного времени.
Четвертый раздел дублирует основные правила, касающиеся постановки на первичный учет и устанавливает сроки его проведения. Дополнительно внесена информация об учете лиц женского пола, которые имеют специальность военно-учетного характера. Перечень специальностей также определяет постановление правительства.
Для лиц, являющихся сотрудниками МВД, УФСИН, МЧС и ФСБ, предусмотрен особый вид учета, который отличается от общего возможностью бронирования в военное время. Форма ведения специального учета имеет индивидуальные особенности.
Одной из них является то, что эта обязанность возложена на военные комиссариаты. Все документы хранятся в специальных архивах и не подлежат разглашению.
Пятый раздел, кроме основных вопросов, рассматривает алгоритм перевода сотрудника с общего учета на специальный и обратно.
Шестым разделом учтена категория лиц, которые по определенным причинам вынуждены менять место пребывания на длительное время. Это касается моряков, вахтовых рабочих, граждан, проходящих альтернативную службу.
Смена места пребывание на 3 и более месяцев влечет за собой передачу дел органам управления новых муниципальных образований или действующим там военным комиссариатам. Моряки состоят на учете в образованном уполномоченном отделе на базе соответствующего пароходства или флотилии.
Работники отдаленных районов (Антарктида, острова Северного Ледовитого океана) состоят в реестре организаций-работодателей, которыми были направлены.
Седьмой раздел регламентирует работу органов МВД. Они подключаются в целях поиска лиц, нарушающих правила воинского учета. При тесном сотрудничестве с военкоматами проверка соответствующих документов проводится не только в призывной период, но является системным мероприятием, проводимым в течение года. Взаимодействие ведомств определено на министерском уровне.
Бланки и образцы необходимых документов для ведения учета можно найти в приложениях к методическим рекомендациям. Восьмой же раздел устанавливает соответствие данных документов разработкам и требованиям Министерства обороны и определяет их подлинность.
Отдельным блоком выделены обязанности, которые возлагаются на граждан в вопросах воинского учета. Независимость блоков позволяет изучать отдельно интересующие темы, как военнообязанным, так и ответственным по учету лицам.
В заключительном разделе представлена информация, которой пользуются контролирующие органы для вынесения взысканий за нарушение воинской обязанности. Причем наказанию подвергается не только контингент, но и работодатели.
Источник: https://prizivaut.ru/voinskij-uchet/polozhenie.html
Воинский учет в организации пошаговая инструкция
Обязанность вести воинский учет в организациях лежит на всех компаниях, независимо от форм собственности. Исключение делается только для ИП. Мы подготовили пошаговую инструкцию воинского учета в организации.
Печатная версия
Электронный журнал
Направлять сведения военкоматам — такая же обязанность компании, как и представление отчетности в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и отделения статистики.
Другими словами, вести воинский учет в организации обязаны абсолютно все организации независимо от форм собственности. Основания — подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г.
№ 61-ФЗ «Об обороне» и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Куда легче индивидуальным предпринимателям. Они вести воинский учет не обязаны. Что подтверждает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № А33-4142/08-Ф02-4327/08, которое поддержал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 апреля 2009 г. № 13798/08.
Но вернемся к компаниям. Вообще ничего сложного в воинском учете в организации нет. А если его не вести вовсе, то компанию могут оштрафовать. Санкции, конечно, небольшие (подробнее о них читайте далее в статье), но все же, согласитесь, лучше обойтись без них. Поэтому, чтобы вы были во всеоружии, мы написали пошаговую инструкцию воинского учета в организации.
Шаг 1. Узнаем правила воинского учета в организации
Все самые важные правила воинского учета регламентированы специальным документом — Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее — Положение).
Воинский учет в организации нужно вести с момента ее образования. При этом о специальном учете желательно упомянуть в учредительных документах организации. Эта фраза в уставе может выглядеть, например, так: «…1.15.
Общество обязуется выполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719».
Наравне с Положением следует иметь в виду еще один важный документ — это Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных cил РФ. Назовем эти рекомендации Инструкцией Генштаба. Их следует применять в силу указаний пункта 9 Положения.
Шаг 2. Ведем учет сотрудников для военкомата
По сути, воинский учет — это часть кадрового учета компании. И его задача — держать на особом контроле тех сотрудников, сведения о которых могут потребоваться военкомату. Кто же попадает под такой учет? Согласно пункту 14 Положения, воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные граждане.
С призывниками все более-менее понятно. Это сотрудники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А военнообязанные — это как раз те, кто находится в запасе.
Определить, к какой категории относится сотрудник, можно, затребовав у него документы воинского учета. Эти бумаги работники обязаны предъявлять работодателю, заключая трудовой договор (ст. 65 Трудового кодекса РФ).
К документам воинского учета относятся военный билет и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Такое удостоверение выдают после прохождения воинской комиссии и заменяют на военный билет при призыве на службу или зачислении в запас.
Обратите внимание: пункт 15 Положения содержит перечень тех, кто не подлежит воинскому учету.
К ним относятся работники, которые освобождены от призыва в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Скажем, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья. То есть если в их военном билете стоит код «Д» (не годен к военной службе).
Всех сотрудников, которые подпадают под воинский учет, делят на две группы. Первая группа — это те работники, которых могут призвать на военную службу. По ним ведут общий учет. Сразу скажем, что большинство призывников и военнообязанных попадают именно в эту группу.
Но есть еще специальный учет. Под него подпадают те работники, которые забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.
Шаг 3. Организуем воинский учет в компании
Вы, конечно, знаете, что на всех работников надо заводить личные карточки. Для них предусмотрена унифицированная форма № Т-2, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
Так вот, для учета призывников и военнообязанных в личной карточке отведено специальное место. Это раздел II «Сведения о воинском учете» (п. 27 Положения). Заполняйте его на основании уже упомянутых удостоверений гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета.
Кстати, вместо него сотрудник может предъявить временное удостоверение.
Шаг 4. Назначаем ответственных за воинский учет
Воинский учеть в организации нужно поручить специально назначенному для этого работнику. Эту его обязанность необходимо отразить в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом действуют такие правила (п.
12 Положения). Если на воинском учете в компании состоит менее 500 человек, ответственный за него работник выполняет свои обязанности по совместительству. Обычно это сотрудник отдела кадров.
Ведь именно он, принимая нового сотрудника, изучает его военный билет.
А если под учет подпадает больше 500 человек? На практике такое возможно только на крупных предприятиях. Так вот, для этих организаций порядок такой.
Если на учете от 500 до 2000 таких сотрудников, то для учета потребуется специальный работник, освобожденный от других обязанностей. Если же у вас от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, нужно уже два специальных работника.
А сверх этого количества один работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Количество таких сотрудников определите по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При этом если учетных работников двое или, скажем, трое, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 Положения). А одного из них назначают начальником военно-учетного стола. Отвечает же за все всегда руководитель организации.
Кроме того, придется посетить военкомат по местонахождению компании. Дело в том, что назначение военно-учетных работников на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (п. 22 Инструкции Генштаба). Инструкция устанавливает специальную форму приказа о персональном составе и функциональных обязанностях работников, которые ведут воинский учет.
Помимо собственно воинского учета в обязанности специального работника входит оповещение сотрудников о вызовах (повестках) военкоматов. По закону он должен обеспечить возможность своевременной явки гражданина по вызову.
Добавим, что расходы на воинский учет организации производят за свой счет. Заработную плату учетных работников при этом вы можете учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/771).
Шаг 5. Сообщаем сведения военкомату
Начнем с того, что сообщать в военкомат нужно все сведения о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету. В том числе учащихся образовательных учреждений. На это отводится две недели.
Если предстоит внести какие-то изменения в личные карточки работников (например, у сотрудника новое место жительства), то об этом тоже надо оповестить военкомат. Срок такой же.
Также в двухнедельный период организация должна отвечать на запросы военкоматов о гражданах, подлежащих воинскому учету.
Теперь о том, что надо делать раз в год. Так вот, ежегодно следует производить сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных комиссариатах. Время сверки назначает военкомат.
Есть и еще одна обязанность. Каждый год в срок до 1 ноября в военкомат следует направлять списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет. И также ежегодно, но в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет. Если, конечно, такие сотрудники в компании есть.
Кроме того, через военкомат нужно согласовать список тех работников, на которых распространяется броня. Такие сотрудники, напомним, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время.
Что грозит за нарушение правил ведения воинского учета в организации
Контролировать то, как компания ведет воинский учет, должны военкомат и местные власти (п. 33 Положения).
При этом компании с численностью работников свыше 500 человек должны проверять ежегодно, а остальных — не реже одного раза в три года.
Это определяет пункт 3 Порядка осуществления контроля за ведением организациями воинского учета (приложение № 2 к Инструкции, утвержденной приказом министра обороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500).
Нарушения в области воинского учета в организации считаются административными. А дела о таких нарушениях уполномочены рассматривать военные комиссары (с. 23.
11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом, чтобы вас оштрафовать, военкому надо уложиться в двухмесячный срок.
Дело в том, что все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся.
Виды нарушений и полагающиеся за них штрафы
Статья 21.1 | Компания опоздала с представлением в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет | Штраф на должностное лицо от 300 до 1000 руб. |
Статья 21.2 | Компания не оповестила граждан о вызове их по повестке военного комиссариата, а равно не обеспечила гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата | Штраф на должностное лицо от 500 до 1000 руб. |
Пункт 3 статьи 21.4 | Компания не сообщила в военный комиссариат сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете | Штраф на должностное лицо от 300 до 1000 руб. |
Обратите особое внимание: если в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрен штраф за то или иное нарушение воинского учета, то привлечь вас к ответственности не смогут.
Елена Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»
Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/41141-red-sqg-15-m10-voinskiy-uchet-v-organizatsiyah
Воинский учет | пошаговая инструкция 2018, ведение, документы
Каждый работник кадровой службы знает о необходимости вести воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2018 года поможет вам разобраться в нюансах данной процедуры и запомнить порядок действий. О том, как организовать правильно и без ошибок вести воинский учет, а также о необходимых организации документах – читайте в статье.
Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2018 году
Ведение воинского учета в коммерческой организации является обязательным требованием для частных предприятий любых форм собственности. Исключение в данном случае составляют только индивидуальные предприниматели (ИП). Всем остальным же необходимо безошибочно и регулярно проводить воинский учет граждан и передавать соответствующую информацию в военкомат.
При этом данная обязанность относится к деятельности кадровой службы. Однако далеко не каждый кадровик может похвастаться знанием воинского учета. Именно на этот случай мы расскажем, как производится ведение воинского учета в организации в 2018 году для новичков. Воинский учет в организации, как пошаговая инструкция, в 2018 году выглядит следующим образом.
Как кадровику вести воинский учет по новым правилам>>>
Шаг 1. Знакомство с Положением Правительства РФ
Прежде чем приступить к подробному изучению процедуры, давайте рассмотрим, чем вызвана необходимость ведения воинского учета. Данное регулярное мероприятие осуществляется в любой коммерческой организации с момента ее образования и на протяжении всего периода ее юридической и фактической деятельности.
Одна из целей организации воинского учета – передача в военкомат сведений о работниках, которые являются призывниками или военнообязанными. Более полно обязанности любой коммерческой компании в рамках осуществления воинского учета отображаются в пункте 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее — Положение).
Данный документ регламентирует все важные моменты воинского учета, поэтому его изучение является самым первым этапом в организации процедуры с нуля.
Шаг 2.Учет сотрудников
Для успешной реализации обязанностей необходимо понимать, какие сведения и о каких сотрудниках требует организация воинского учета. Пошаговая инструкция содержит информацию и по этому поводу. Итак, организация должна подавать в военкомат следующие списки:
- сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в течение двухнедельного срока);
- работников компании, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в течение двухнедельного срока);
- граждан мужского пола пятнадцатилетнего и шестнадцатилетнего возраста (каждый год в одно и то же время – в сентябре);
- граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).
На заметку!
Категория военнообязанных не обязательно состоит исключительно из лиц мужского пола. Вполне возможно, что милая бухгалтер Надя из соседнего отдела когда-то проходила службу в рядах вооруженных сил.
Шаг 3.Назначение ответственных
Как уже говорилось выше, именно работники кадровой службы осуществляют воинский учет в организации. Пошаговая инструкция-2018, представленная в данной статье, даст вам полное представление о том, по какому принципу выбирается работник, ответственный за данный учет.
► Работодатель обязан сообщать в военкомат об отсутствии у сотрудника военного билета»>енного билета
Для начала следует понимать, что эта процедура может осуществляться как в качестве дополнительной обязанности, вмененной должностной инструкцией конкретному работнику кадровой службы предприятия, так и быть основной работой.
Определяется это, исходя из численности работников, подлежащих воинскому учету. В том случае, если их численность не превышает 500 человек – кадровый служащий должен осуществлять учет в рамках совместительства. Если же их количество больше 500, то следует сделать воинский учет полноценной работой.
Должность сотрудника в данном случае будет называться военно-учетной.
На заметку!
Чтобы правильно вести воинский учет на предприятии с нуля, рекомендуем определять число военно-учетных сотрудников, исходя из единицы на 2000 человек. В таком случае при 4 тысячах необходимо иметь двух работников кадровой службы, в обязанности которых будет входить исключительно военный учет.
При наличии в организации двух и более таких сотрудников следует выделить соответствующее подразделение в компании – военно-учетный стол. Как и в любом другом подразделении, нужно назначить руководителя подразделения.
При этом назначение на данную должность необходимо подтвердить в военкомате. Это делается для согласования назначения.
Кроме того, вас ознакомят с функциональными обязанностями, которые прописаны в Инструкции Генштаба для военно-учетных работников.
Справочник кадровика в подарок!
Скачать журнал в PDF
Ведение воинского учета в организации
После того, как ответственные сотрудники ознакомятся со всеми необходимыми документами, регламентирующими организацию учета, рекомендуем приступить непосредственно к выявлению работников, подлежащих учету, сбору необходимых сведений и передаче их в военкомат. При этом для ведения воинского учета следует завести отдельную базу, которая будет состоять из карточек формы Т-2, заведенных исключительно на сотрудников, подлежащих ВУ.
► Сопроводительное письмо в военкомат о согласовании Плана работы
Бронирование военнообязанных граждан
Надо отметить, что в отдельных случаях организация может забронировать военнообязанного работника, т.е. отменить его мобилизацию в случае необходимости. Таким правом обладают компании:
- которые выполняют мобилизационные заказы или принимают участие в их выполнении;
- которым органами госвласти ставятся задачи на случай войны;
- работа которых в военное время поможет укрепить оборону страны.
Принадлежность к числу вышеобозначенных компаний дает право ее руководителю бронировать своих сотрудников. Такая мера позволит сохранить ценные кадры даже в военное время.
Воинский учет на предприятии с нуля
Введение в организации воинского учета должно осуществляться на уровне учредительных документов, в которых изначально следует зафиксировать обязанность организации в выполнении данной процедуры. Кроме того, сотрудники компании, ответственные за осуществление данного контроля, должны иметь должностную инструкцию, в которой подробно прописан порядок выполнения должностных обязанностей.
► План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Документы воинского учета при приеме на работу
Прием на работу любого сотрудника связан с обязательной проверкой документов. Если речь идет о приеме мужчины, то стоит обратить внимание на наличие определенных документов.
Военный билет при приеме на работу
Для того, чтобы организовать воинский учет граждан, а именно определить, кто из работников компании подлежит учету, следует ознакомиться с их документами.
Конкретно документы воинского учета при приеме на работу включают воинский билет и удостоверение, которое выдается гражданину, подлежащему к службе.
Удостоверение выдается после прохождения военной медицинской комиссии и заменяется военным билетом при поступлении на службу или увольнении в запас.
Прием на работу без военного билета
Каждый кадровый сотрудник, осуществляющий прием на работу, должен знать о необходимости проверки наличия военного билета (удостоверения). При этом отсутствие военного билета у соискателя не является причиной для отказа в вакантной должности. Однако в таком случае следует сделать запрос в военкомат о наличии необходимых документов.
При этом вполне возможно, что ваш новый работник подлежит призыву на службу. В таком случае в ответ на запрос военкомат отправит в вашу организацию направление, согласно которому сотруднику будет предписано явиться в военкомат в назначенное время. Задачей организации в данном случае является обеспечение данной явки.
Теперь ведение воинского учета в организации в 2018 году не составит труда для новичков.
Корешок направления постановки на воинский учет
Увеличить изображение >>>
Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!
Как уже говорилось ранее, каждый сотрудник организации должен соблюдать правила воинского учета, штрафы (2018 года) за нарушения которых могут причинить серьезные неприятности не только кадровику, принявшему на работу «уклониста», но и всей организации в целом. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространенными штрафами.
Список штрафов
Первый случай: за несвоевременную передачу данных в военкомат должностному лицу грозит штраф, размер которого составляет от 300 до 1000 рублей.
Второй: компания не оповестила своевременно своих работников о необходимости явиться в военкомат в установленное время (не обеспечила явку), это также грозит должностному лицу штрафом от 500 до 1000 рублей.
Третья ситуация: если компания не подала своевременно информацию о принятых или уволенных сотрудниках, то должностное лицо будет оштрафовано на 300-1000 рублей.
► Как поставить работника на воинский учет на основании справки взамен военного билета?
Также непредоставление списков граждан, которые подлежат постановке на первоначальный учет в военкомате грозит штрафом 300-1000 рублей.
Кроме того, сотрудник, ответственный за воинский учет, должен помнить и о необходимости своевременной передачи данных об изменении места жительства или пребывания (более трех месяцев) сотрудников. Неисполнение данного пункта повлечет штраф от 300 до 1000 рублей.
Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097649-voinskiy-uchet-v-organizatsii-poshagovaya-instruktsiya-2017