Обязанности граждан по воинскому учету для стенда

Содержание

Обязанности граждан по воинскому учету

Обязанности граждан по воинскому учету для стенда

Основные обязанности граждан по воинскому учету закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действующей по состоянию на 2017 год).

Что включает в себя воинская обязанность

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»  воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только при наличии оснований, закрепленным в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Законодательством предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Воинский учет

Граждане по достижению возраста 17 лет обязаны состоять на воинском учете. Выделены категории граждан, которые не подлежат постановке на воинским учет. К ним относятся:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Постановка граждан на воинский учет осуществляется по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

Подготовка граждан к военной службе

Законодательством предусмотрена обязательная и добровольная подготовка граждан к несению военной службы.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование;

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военные оркестры);

обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные обязанности граждан по воинскому чету:

  1. Граждане должны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.

    В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, они привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 рублей.

  2. При исключении лиц из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
  3. Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  4. Явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
  5. Бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
  6. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

Воинская обязанность призывников

Призывники, не пребывающие в запасе, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Повестка вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.

В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Более подробно о видах повесток и ответственности за неявку в военкомат по повестке читайте по ссылке.

Об административной и уголовной ответственности за уклонение от призыва читайте в соответствующей статье.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Источник: http://personright.ru/voyenkomat/157-obyazannosti-grazhdan-po-voinskomu-uchetu.html

Как оформить стенд по воинскому учету, простые правила

Как известно, существует два основных способа восприятия человеком информации – визуальный и аудиальный. Визуальный способ основан на проявлении, так называемой, зрительной памяти. Она считается наиболее устойчивой и для большинства людей определяющей.

Для доказательства достаточно вспомнить народную мудрость про то, что «лучше один раз увидеть…». Визуальная информация, в свою очередь, подразделяется на текстовую и графическую.

Их удачное сочетание способствует привлечению внимания, эффективному усвоению и запоминанию.

Перспективным способом представления визуальной информации считается презентация, плакат, агитационный или информационный стенд. При оформлении любого стенда необходимо учитывать две составляющие — информационную и эстетическую, причем в плане эффективности усвоения материала последняя играет такую же важную роль, как и первая. В этой статье мы поговорим о том, как можно оформить информационный стенд по воинскому учету.

Пять правил «хорошего тона» при оформлении любого стенда

Отбор информации, размещенной для общего доступа имеет важное значение, однако необходимо принять ряд дополнительных мер, чтобы эта информация была:

  • наглядной;
  • доступной;
  • легко усваиваемой;
  • запоминающейся.

Некоторые стандартные правила, которые применяют разработчики, учитывая психологию мышления и восприятия, можно сформулировать в качестве определенных советов.

  1. Начинается все с определения назначения стенда. Согласно с поставленными целями осуществляют подбор информационной части. Стенд по воинскому учету должен обладать исчерпывающей информацией относительно прав и обязанностей граждан и одновременно проводить агитацию мобилизационной подготовки контингента.
  2. Среди множества подобных плакатов в организации достаточно тяжело заставить наблюдателя обратить внимание именно на то, что необходимо. Учитывая тот факт, что человек больше любит рассматривать картинки, чем читать, привлечь внимание можно, используя красочную графику, символику ВС РФ, фотоматериал. Однако не следует переусердствовать, чрезмерное насыщение графической информацией полностью отвлекает от текстового материала.
  3. Охватить обзором весь стенд читатель не в состоянии, поэтому всю наглядную информацию необходимо структурировать и соответствующие элементы, выделив, обозначить. В работе по оформлению стенда прослеживается аналогия с версткой документа. Здесь создается один заголовок, и отдельные блоки ассоциируются с подзаголовками.
  4. Выдерживание общего стиля. При подготовке материала, описывающего обязанности граждан по воинскому учету, необходимо подбирать для стенда только графическое сопровождение военной тематики. Причем большое количество иллюстраций, радужные тона, поворот блоков на определенный угол сделают из агитационного материала настоящий комикс. Следовательно, необходимо придерживаться строгого, сдержанного стиля.
  5. Представленная информация должна в любой момент быть актуальной. В случае введения некоторых изменений в актах, регламентирующих общий воинский учет, ответственные лица обязаны без промедления обновить соответствующие блоки.

Основные тематические блоки

Обычно разработчики, ответственные за создание агитационного материала, пользуются уже готовыми идеями. Они находят действующий плакат и по его образцу создают собственный, актуализировав нужную информацию. Но в любом случае основное содержание тематических блоков должно быть примерно одинаковым.

Ячейки, в которых располагаются блоки, могут быть как открытого, так и закрытого типа. В первом случае наблюдатель имеет доступ к документу, что позволяет разместить сразу несколько страниц. Во втором случае блок будет представлен определенной площадью, обычно равной листу А4.

  • Ссылка на нормативные документы. В данном разделе можно предоставить к обзору все законодательные документы, на основании которых был организован воинский учет.
  • Основные положения воинского учета. Из данного раздела гражданин должен узнать определение ВУ и его назначение. Слишком объемным раздел делать не стоит. Лучше его разбить на 2-3 рубрики. В данном блоке необходимо рассмотреть такие вопросы, как общие положения о постановке и снятии с учета, цели и задачи воинского учета, список компетентных органов, занимающихся вопросами ВУ.
  • Обязанности гражданина по воинскому учету. Помимо всех основных статей здесь необходимо отразить, какие категории граждан подвержены регистрации. В этом случае корректно оформленный плакат заменит некоторые беседы по мобилизационной подготовке. Если гражданин будет знать свой статус в воинской обязанности, то это повлечет за собой более ответственный подход к исполнению обязательств по ВУ.
  • Специальный учет. Лишняя информация на стенде ни к чему. Например, взыскания, накладываемые на работодателя за нарушения при организации учета, будут безразличны работнику, а вот собственная ответственность за невыполнение обязанностей интересует практически всех военнообязанных. Актуальной считается и информация о специальном учете, при условии, что организация проводит бронирование граждан на период военного времени. Здесь необходимо четко прописать, кто может претендовать на отсрочку при всеобщей мобилизации. Каждый сотрудник должен иметь представление о своем назначении на случай войны.
  • Приложения. Этот блок может быть наполнен любыми документами практической направленности. Например, после заполнения личной карточки требуется подпись сотрудника. Однако это обычно происходит в спешке, поэтому не каждый способен оперативно проверить достоверность информации. Чтобы не подвергаться штрафу, можно заранее ознакомиться с формой карточки, так как в соответствующем блоке размещены готовые бланки или образец заполненной формы.

Обязательно нужно оставить место для объявлений и выделить данный раздел любым способом. Количество блоков зависит от геометрии стенда и его размеров. Если стенд содержит в себе не всю информацию, то необходимо указать источник, где можно подробно с нею ознакомиться. Закреплять агитматериал необходимо в общественном месте, доступном для обзора.

Adblock detector

Источник: https://prizivaut.ru/voinskij-uchet/stend.html

Воинский учет и бронирование

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан,  пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

На территории Старооскольского городского округа организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает мобилизационный отдел администрации Старооскольского городского округа.

При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется  раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Источник: http://oskolregion.ru/deyatelnost/mobilizacionnaya-podgotovka-i-bronirovanie/voinskij-uchet/

Какие существуют обязанности граждан по воинскому учету?

Обязанности граждан по воинскому учету могут дополнительно контролироваться и обеспечиваться работодателем, ведущим воинский учет. Чем должны руководствоваться в рамках такого учета граждане и их работодатели, рассмотрим в нашем материале.

Кто должен встать на воинский учет?

Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

Каковы обязанности работодателя по воинскому учету?

Кто должен встать на воинский учет?

В соответствии с Положением о воинском учете постановку на учет должны осуществить:

  • мужчины в возрасте 18–27 лет, не состоящие в запасе;
  • лица в запасе, среди которых:
    • мужчины,
    • бывшие военные,
    • граждане, прошедшие обучение на военных кафедрах,
    • граждане, освобожденные от призыва,
    • граждане, непризванные по причине отсрочек,
    • «альтернативники»,
    • женщины военно-учетных специальностей.

При этом нет необходимости в воинском учете у:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

  • освобожденных от военной службы,
  • военных,
  • осужденных, которые отбывают наказание,
  • женщин, не имеющих отношения к военным специальностям,
  • лиц, постоянное место жительство которых расположено не в РФ.

Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

Список обязанностей граждан по воинскому учету отражен в ст. 10 закона «О воинской обязанности» от 28.03.2008№ 53 (далее ФЗ №53).

Отметим основные.

  • Нахождение на воинском учете по месту:
    • жительства,
    • пребывания — для лиц, находящихся вне места жительства от 3 месяцев,
    • реагирование по вызовам военного комиссариата (далее военкомат), 
    • в 2-недельный срок являться в военкомат для выбытия с военной службы,
  • информирование военкоматов в течение 2 недель об изменениях, касающихся:
    • смены адреса,
    • семейного статуса,
    • учебного процесса,
    • здоровья,
    • трудовой деятельности,
  • снятие с учета при:
    • смене адреса, при этом, если физлицо вернется на старое место до истечения 3 месяцев или другой адрес будет подведомствен военкомату по старому, то сниматься с учета не следует,
    • отъезде за пределы РФ сроком от 6 месяцев,
  • постановка на учет в 2-недельный срок с момента:
    • смены места жительства (пребывания),
    • возращения в РФ,
    • обеспечение целостности военного билета или временного удостоверения военнообязанного, а также прочих удостоверений личности. При этом если такие документы будут утеряны, физлицу необходимо явиться в военкомат в течение 2 недель для их восстановления,
    • прочие обязанности, поименованные в пп. 2, 3 ст. 10ФЗ №53.

В случае несоблюдения этих правил к гражданам может быть применено наказание согласно приложению 19 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.

2008 (далее Рекомендации) в размере от 100 до 500 рублей, такое же наказание предусмотрено при умышленной порче документов учета. Отметим, что при наличии уважительной причины неисполнения указанных обязанностей ответственности можно избежать.

Например, если гражданин не явился по повестке в военкомат из-за болезни, штраф он не заплатит, но для этого необходимо документально подтвердить заболевание и посетить военкомат после выздоровления.

Каковы обязанности работодателя по воинскому учету?

Все организации обязаны вести воинский учет (подробности — здесь).

Сотрудники, ответственные за ведение учета, также должны придерживаться некоторых правил:

  • осуществлять постановку военнообязанных сотрудников на учет, для этого необходимо:
  • собирать, хранить и обрабатывать информацию, содержащуюся в личных карточках сотрудников, подлежащих учету,
  • поддерживать актуальность информации в личных карточках,
  • отражать в личных карточках изменения сведений о сотруднике, о которых также в течение 2 недель необходимо уведомить военкомат,
  • информировать сотрудника о вызовах (повестках) в военкомат, обеспечивая его присутствие,
  • прочие обязанности отражены в разд. III Рекомендаций.

При недобросовестном выполнении указанных функций наказание возможно в размере 300–1000 рублей, в зависимости от нарушения (приложение 19 Рекомендаций).

Итоги

Обязанности граждан по воинскому учету необходимо соблюдать военнообязанным лицам во избежание административной ответственности. Однако такого рода обязанности важно соблюдать и организациям, в которых ведется воинский учет.

Источник: https://nalog-nalog.ru/osnovy_trudovogo_zakonodatelstva/kakie_suwestvuyut_obyazannosti_grazhdan_po_voinskomu_uchetu/

Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке: описание, закон и правила

Государство служит для заботы о населении. И у каждого гражданина есть свои обязанности. Например, воинские. Иными словами, некоторые категории граждан в обязательном порядке отдают долг Родине и служат в Вооруженных Силах страны. Что необходимо помнить о данной особенности? Далее будет рассказано о том, какие есть обязанности граждан по воинскому учету. Рассмотрим данную тему во всех подробностях.

Кратко об обязанности

Что подразумевается под воинской обязанностью? Говоря кратко, можно отметить, что так называют срочную службу в армии и участие в военных сборах.

В России обязательно призываются в Вооруженные Силы РФ только мужчины определенного возраста. Женщины в основном не сталкиваются с подобной особенностью. После срочной службы граждане увольняются в запас. После этого им необходимо изредка участвовать в военных сборах и докладывать военкоматам о смене места жительства. Больше в мирное время никаких особенностей воинская обязанность не имеет.

Как мы уже говорили, служить в армии в срочном порядке должны только мужчины определенного возраста. Он называется призывным.

Какой период жизни можно считать таковым? Все молодые люди с 18 до 27 лет — это призывники. Как только они пройдут срочную службу (она сейчас длится 1 год), статус гражданина поменяется на запасника (уволенного в запас).

О военнообязанных

Тем не менее, на этом обязанности граждан по воинскому учету не заканчиваются. Уже было сказано о том, с чем могут столкнуться уволенные в запас. Но пока не совсем понятно, кого считают военнообязанными.

К таким гражданам относятся:

  • мужчины, уволенные в запас;
  • офицеры-запасники, получившие звание из-за учебы в вузе с военной кафедрой;
  • все лица, которые не прошли службу по призыву из-за освобождения;
  • люди, не прошедшие срочный призыв по отсрочкам (после 27-летия);
  • граждане, столкнувшиеся с альтернативной службой;
  • женщины с военно-учетными специальностями.

Соответственно, служба в армии не освобождает от воинских обязанностей. Все перечисленные категории населения должны стоять в военкомате на учете.

Но есть люди, которые могут избежать воинской обязанности. Кто не должен числиться в военкомате по закону?

Освобождены от изучаемой ответственности следующие лица:

  • освобожденные от обязанностей по закону;
  • солдаты, проходящие срочную или альтернативную службу;
  • те, кто отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • граждане РФ, постоянное место жительства которых находится за пределами страны;
  • женщины без военных специальностей;
  • дети.

Кроме того, сюда можно отнести людей, работающих в некоторых сферах правоохранительных органов. К примеру, сотрудники МВД.

Перечень обязанностей

Какие обязанности граждан РФ по воинскому учету выделяют в нашей стране? Все военнообязанные должны:

  • встать на учет в военкомате по месту жительства;
  • являться с военным билетом по повесткам военкомата (на комиссию, для службы, на сборы);
  • оповещать военные комиссариаты о смене места жительства;
  • сниматься с учета при длительном отсутствии (более 3-х месяцев) в регионе или в стране;
  • хранить военный билет в целом виде;
  • заменить упомянутый ранее документ при утрате, порче, краже.

Это все. Но в реальной жизни население сталкивается с рядом проблем. Особенно после увольнения в запас. Некоторые полагают, что после срочной службы можно навсегда забыть о воинской обязанности. Но на самом деле, как мы уже говорили, это не так!

Ответственность за неисполнение условий учета

Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — это преступление. И оно наказывается в той или иной степени. Все зависит от характера нарушения.

Если говорить о постановке на учет или о хранении военного билета, то можно отделаться штрафом или предупреждением. А вот уклонение от обязательного призыва наказывается зачастую открытием уголовного дела и даже тюремным заключением.

Выявились нарушения обязанностей граждан по воинскому учету? Тогда стоит рассчитывать на административный штраф. Он не слишком большой — от 100 до 500 рублей.

Ответственность для уклонистов

Остановимся на последствиях уклонения от обязательного военного призыва. Как было подчеркнуто ранее, данное деяние считается уголовным преступлением. Но это не значит, что гражданина-уклониста обязательно посадят в тюрьму.

Можно столкнуться со следующими видами уголовного наказания:

  • штраф (до 200 000 рублей или в виде заработка за 1,5 года);
  • арест (до полугода);
  • заключение в тюрьму (24 месяца).

Как правило, после отбывания наказания гражданина все равно призовут в армию. Исключение составляют случаи, при которых человек пропустил призывной возраст.

О неявках по повесткам

Обязанности граждан по воинскому учету и мобилизации включают в себя обязательную явку по повесткам. Какие формы наказания могут применяться при их неисполнении? Ответ на этот вопрос нам уже известен.

Только следует помнить, что нарушением воинских обязанностей считается деяние без веских оснований. К примеру, если у человека был повод для неявки по уважительным причинам, никаких последствий это не принесет.

Уважительными поводами для неявки считают:

  • наличие болезни или увечий, которые привели к утрате работоспособности;
  • участие в похоронах близких людей;
  • тяжкое состояние здоровья членов семьи;
  • любые препятствия, вызванные непреодолимыми силами.

Это далеко не полный перечень ситуаций, при которых можно считать неявку в военкомат нормальным явлением. Суд иногда признает тяжело протекающую беременность жены и роды основаниями для игнорирования повесток.

Сроки

Теперь несколько слов о том, в какие сроки необходимо выполнять те или иные действия по воинскому учету граждан.

Постановка в военкомат осуществляется не позже, чем через 14 дней с момента возникновения необходимости визита в комиссариат. Если гражданин утратил военный билет, то обратиться за новой его копией необходимо в этот же период.

Срочная служба в армии в России длится 1 год, а военные сборы — до 2-х месяцев.

Сниматься с учета в военкомате необходимо при переезде на временное место жительства на срок более 3-х месяцев. Это же действие предпринимается тогда, когда человек уезжает из страны на срок от полугода.

Явка по повесткам осуществляется строго в указанные в документе сроки. Отсутствие в указанный день по тому или иному адресу будет считаться нарушением установленного законодательства.

Первые сборы

Обязанности граждан по воинскому учету (кратко о них уже было сказано) начинаются еще до наступления призывного возраста. Встать на учет в военкомат придется еще в школе. Обычно этот период приходится на 10 класс (16-17 лет).

Как впервые реализовываются обязанности граждан по воинскому учету? ОБЖ — предмет, который преподается в школе. Основная масса информации, подаваемой ученикам, связана именно со службой в армии. Обычно учителя ОБЖ в 10 классе отводят мальчиков-школьников в военкомат на комиссию. После получения военного билета и постановки на учет в комиссариате юношей забирают на первые военные сборы.

Что происходит в это время? Будущие призывники сталкиваются с испытаниями по физподготовке. Это обыденность при срочной службе. Фактически школьников будут учить защищать Родину.

Освобождения и отсрочки

Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и службе в армии предусматривают отсрочки и полное освобождение от армии. Когда такое возможно?

Выделяют следующие случаи отсрочек и освобождений:

  • нахождение в статусе государственного служащего;
  • уход за больным родственником;
  • осуществление ухода за новорожденным;
  • беременность жены на поздних сроках (после 26 недели);
  • наличие ребенка-инвалида, за которым может ухаживать только призывник;
  • двое и более несовершеннолетних детей;
  • периоды получения высшего образования (очная форма);
  • наличие болезни, мешающей службе.

Это наиболее распространенные варианты развития событий. Если человек подозревает, что его принуждают к воинской службе незаконно, он может обратиться в суд. И тогда окончательное решение по изучаемому вопросу будет приниматься судебным органом.

Воинский учет. Обязанности воинского учета — Армейка

Посмотрите 4-х минутное видео:

Понятие воинского учета регламентируется в Разделе II ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также в Положении о воинском учете.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а также по месту пребывания (от 3 месяцев).

(п. 2 ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Обязанности граждан по воинскому учету

Граждане обязаны:

А) состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате;

Б) явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

В) при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

Г) сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

Д) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

Е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

(Статья 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Кто подлежит воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники); б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные): мужского пола, пребывающие в запасе; уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации; успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах; прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

(п. 14 Положения о воинском учете)

КТО НЕ подлежит воинскому учету

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане: а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; в) отбывающие наказание в виде лишения свободы; г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

(п. 15 Положения о воинском учете)

Цели воинского учета

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

(п. 2 Положения о воинском учете)

Ответственность за нарушение воинского учета

Ответственность за нарушение воинского учета регламентирована в статьях 21.5, 21.6 Коап РФ, а также в статье 328 УК РФ.

В основанном это административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность.

Смотрите подробнее об ответственности за уклонение от призыва.

Ссылка на закон:

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Источник: https://armeyka.net/articles/541/