Бюджетный учет основных средств регламентируется

Содержание

Бюджетный учет основных средств

Бюджетный учет основных средств регламентируется

В бюджетном учете под основными средствами (далее ОС) понимаются, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества учреждения, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, предназначенные для постоянного использования на праве оперативного управления, в процессе деятельности учреждения, выполнения работ, оказании услуг бюджетным учреждением. К ОС также относятся материальные объекты, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). Основным средством в бюджетной организации может являться как обособленный объект, выполняющий отдельные функции (предметы мебели, лампа, микрофон и т.п), так и комплекс объектов со всеми принадлежностями и приспособлениями, представляющих собой конструктивно единое целое и предназначенных для выполнения определенных функций (компьютер, набор «юный химик», стерео-техника).

К учету в качестве ОС в бюджетном учреждении могут приниматься и объекты библиотечного фонда (кроме периодических изданий). Не относятся к основным средствам предметы, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Основное средство в бюджетной организации может находиться на консервации (на срок более 3-х месяцев).

Данная операция оформляется Актом о консервации, в котором содержатся сведения об ОС (наименование, первоначальная стоимость, информация о начисленной амортизации), также нужно указать причины консервации.

Данный объект ОС продолжит числиться на балансе учреждения. Консервация объекта ОС отражается в бюджетном учете путем занесения в Инвентарную карточку записи о консервации объекта.

Срок полезного использования основных средств в бюджетной организации

В бюджетном учете срок полезного использования объекта ОС определяется на основе следующей информации:

  • информации, содержащейся в законодательных актах РФ, устанавливающих сроки полезного использования материальных объектов для начисления амортизации;
  • рекомендаций производителей объектов ОС, содержащихся в документах производителя;
  • ожидаемого износа объекта ОС, в зависимости особенностей эксплуатации;
  • гарантийного срока использования объекта ОС;
  • сроков фактического использования объекта ОС, а также суммой ранее начисленной амортизации (для объектов, полученных на безвозмездной основе от других учреждений, а также государственных и муниципальных организаций).

Если в процессе эксплуатации объекта ОС в бюджетной организации произошла достройка, дооборудование, реконструкция или модернизация, то срок полезного использования меняется.

Инвентарный объект, как единица учета основных средств в бюджетной организации

Единицей учета объекта ОС в бюджетной организации является инвентарный объект. В бюджетном учреждении основному средству присваивается инвентарный номер.

Если основное средство состоит из нескольких частей, выполняющих функции для выполнения одной задачи, но части данного объекта имеют разные сроки полезного использования, то каждому элементу ОС присваивается отдельный инвентарный номер.

Если же срок полезного использования каждого элемента совпадает, то присваивается один инвентарный номер на основное средство в целом. Инвентарный номер не присваивается объектам стоимостью до 3000 рублей, а также объектам, составляющим библиотечный фонд.

Материально – ответственное лицо в присутствии специально созданной комиссии должно обозначить объект ОС, путем нанесения инвентарного номера любым способом, обеспечивающим сохранность и видимость инвентарного номера. В случае, если объект основных средств состоит из нескольких конструктивно-обособленных элементов, то инвентарный номер наносится на каждый элемент основного средства.

Операции по поступлению, выбытию, внутреннему перемещению объектов ОС оформляются бухгалтерскими записями, на основе первичных документов, согласно Инструкциям по применению Планов счетов.

Первоначальная стоимость объектов ОС в бюджетном учреждении, стоимость которых не превышает 3000 рублей включительно (кроме объектов, составляющих библиотечный фонд) списывается с балансового учета, но одновременно отражается на забалансовых счетах в порядке, предусмотренным для данного типа (Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 №89н).

Особенности поступления (выбытия) основных средств в бюджетном учреждении

Выбытие объектов ОС отражается в бюджетном учете в следующих случаях:

  • если принято решение о списании объекта ОС бюджетного учреждения (моральный, физический износ, невозможности дальнейшего использования объекта основных средств);
  • если основное средство бюджетного учреждения передается другому государственному (муниципальному) учреждению, согласно законодательству РФ;
  • в других случаях приостановления права оперативного управления, согласно законодательству РФ;
  • другие случая выбытия объекта ОС, предусмотренных законодательством РФ. Одновременно со списанием объекта ОС с баланса бюджетного учреждения, списывается начисленная амортизация по данному объекту.

Основные средства в бюджетном учете группируются согласно следующим группам имущества:

  • недвижимое имущество;
  • особо ценное имущество;
  • иное движимое имущество учреждения;
  • имущество – предметы лизинга;
  • виды имущества, согласно подразделам классификации ОКОФ.

Основные средства в бюджетном учете подразделяются по аналитическим кодам групп синтетического счета и имеют соответствующие коды (10,20,30,40):

  • «Жилые помещения»;
  • «Нежилые помещения»;
  • «Сооружения»;
  • «Машины и оборудование»;
  • «Транспортные средства»;
  • « Производственный и хозяйственный инвентарь»
  • « Библиотечный фонд»;
  • «Прочие основные средства».

Материально — ответственные лица бюджетных организаций несут ответственность за хранение объектов ОС, обязаны вести Инвентарные списки нефинансовых активов (кроме библиотечного фонда).

Учет операций по выбытию и перемещению основных средств в бюджетном учете ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Таким образом, учет основных средств в бюджетной организации – это сложный многогранный процесс, отражение в бухгалтерском учете которого должно быть основано на грамотности, внимательности, а также знаний ответственных за учет основных средств лиц.

Статья актуальна на июль 2015 года.

Елена Шагалова

Экономист отдела  по аутсорсингу образовательных учреждений

Источник: https://www.intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/byudzhetnyy-uchet-osnovnykh-sredstv/

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017 года должно происходить по определенным правилам. Что это за правила и какими законодательными актами они регламентированы, расскажем далее.

Особенности имущества бюджетных организаций

Принципы списания основных средств в бюджетных организациях

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 году

Проводки, сопровождающие списание ОС в бюджетной организации

Особенности имущества бюджетных организаций

Бюджетное — это особенное предприятие, с отличительной чертой: его имущество принадлежит исключительно государству, а предприятие пользуется им на праве оперуправления (п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996). Можно выделить 2 особенности в правилах пользования имуществом учреждения:

  1. В распоряжении учреждения имеется имущество. Прежде чем проводить операции с ним, следует добиться разрешения собственника. Это касается всего недвижимого фонда бюджетного учреждения, а также особенно ценного движимого имущества, отданного собственником или полученного за его счет и прикрепленного собственником за этим учреждением.
  2. В распоряжении бюджетной организации присутствует имущество, которым ей дозволено распоряжаться свободно (это особенно ценное имущество, поступившее за средства, которые учреждение само заработало, осуществляя коммерческую деятельность), а также иное движимое имущество. Но и здесь есть особенность: передача имущества в качестве вклада в уставный капитал прочих бюджетных организаций без согласия собственника запрещена, так же как не разрешено без его согласия осуществлять крупные сделки.

По п. 11 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ под особо ценным понимается имущество, без которого функционирование предприятия было бы значительно затруднено. Перечень такого движимого имущества вводится органом-учредителем.

Принципы списания основных средств в бюджетных организациях

Бюджетные предприятия могут столкнуться с необходимостью списания ОС в 2 случаях:

  • ОС уничтожено/утеряно;
  • ОС морально или физически устарело, и его дальнейшая эксплуатация нецелесообразна.

Как уже говорилось, имущество учреждения не принадлежит ему, и списание имущества должно обязательно сопровождаться законодательно установленной процедурой. На предприятии следует организовать особую комиссию, принимающую резолюции по списанию ОС и действующую на постоянной основе.

Бюджетная организация может быть учреждена городским образованием или субъектом РФ либо же быть федеральной. В зависимости от этой принадлежности перечень бумаг, формируемых ликвидационной комиссией, может разниться.

Организация, образованная на базе субъекта Федерации или муниципалитета, должна обращаться к законодательным актам, утвержденным этими субъектами. Для федеральных учреждений документом, на который надо опираться, управляя активами, является постановление Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» № 834 от 14.10.2010.

А процедура сдачи документов на согласование регламентирована приказом Минэкономразвития и Минфина РФ № 96/30н от 10.03.2011.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 году

Списание основных средств в бюджетных учреждениях сопровождается оформлением определенных документов. Их формы приняты приказом Минфина РФ № 52н от 30.05.2015 и используются до сих пор. Принимая решение о ликвидации имущества, комиссия по списанию оформляет и заверяет соответствующий акт для каждого вида имущества:

  • ОКУД 0504104 — применяется для выбытия активов нефинансового сектора, исключая транспортные средства;
  • ОКУД 0504105 — оформляется, когда списывается транспорт;
  • ОКУД 0504143 — составляется для списания инвентаря;
  • ОКУД 050414 — используется для списания пришедшей в негодность литературы.

В случае необходимости получения разрешения учредителя на акте в обязательном порядке должна быть соответствующая подпись. После подписи акта руководителем некоммерческой организации начинается процедура ликвидации ОС, по ее окончании списание ОС проходит по бухгалтерским счетам. А оправданием проводок и служит акт.

Проводки, сопровождающие списание ОС в бюджетной организации

Представим основные проводки, используемые при выбытии ОС в бюджетных компаниях:

  1. ОС списано вследствие хищения, недостачи или прочих факторов, не вызванных стихийными происшествиями:
Дт Кт
Аналитические счета сч. 010400000 «Амортизация» и сч. 040110172 «Доходы от операций с активами» Аналитические счета сч. 010100000 «Основные средства»
  1. Списание ОС под воздействием стихийных происшествий оформляется проводкой:
Дт Кт
Аналитические счета сч. 010400000 «Амортизация» и сч. 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» Аналитические счета сч. 010100000 «Основные средства»
  1. Если решено списать ОС по иным основаниям, в частности ввиду физического или морального износа, проводки будут такими:
Дт Кт
Аналитические счета сч. «Амортизация» и сч. 040110172 «Доходы от операций с активами» Аналитические счета сч. 010100000 «Основные средства»
  1. Если решено списать ОС, но демонтаж пока не выполнен, актив должен числиться за балансом, а попадет он туда при помощи проводки:
Дт Кт
010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами» 010100000 «Основные средства»
  1. Материалы, полученные по итогам ликвидации ОС, приходуются проводкой:
Аналитические счета сч. 010500000 «Материальные запасы» 040110172 «Доходы от операций с активами»
  1. Расходы, вызванные списанием ОС, отражаются так:
Дт Кт
040120200 «Расходы экономического субъекта» 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

***

Имуществом бюджетные предприятия распоряжаются на праве управления. Списание ОС бюджетной организации строго регламентировано законодательными актами федерального и муниципального уровня. Для списания ОС создается спецкомиссия, подписывается акт, после чего уже производится процесс ликвидации имущества и отражение соответствующих операций в учете.

Источник: https://buhnk.ru/buhgalterskij-uchet/pravila-spisaniya-osnovnyh-sredstv-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah/

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях: выбытие, поступление, амортизация

Основные средства являются не только подспорьем для получения доходов в коммерческих структурах, но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • Срок для полезного применения данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.

Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:

Особенности

Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Согласование покупки или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. Расчет первоначальной стоимости, включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и ввод в действие.
  5. Принятие на учет в организации.

Нормативное регулирование

Правовые основы по приобретению, учету и списанию ОС «бюджетниками» заложены вот в этих документах:

  • 402-ой федеральный закон, посвященный применению правил бухгалтерского учета.
  • Инструкция 157н по применению счетов, в которой расписаны условия причисления различных видов имущества к ОС.
  • Инструкция 162н, по применению бюджетного учета, определяющая порядок учета ОС в государственных и казенных организациях.

Отличие от внебюджетных ОС

Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:

  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его первоначальной оценки.
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:

Учет ОС можно разделить на три этапа:

  1. Учет поступления.
  2. Учет износа (амортизации).
  3. Учет выбытия.

Поступление

Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:

  • Первоначальную (на момент прихода по документам) стоимость.
  • Срок полезной эксплуатации.

Стоимость определяется в разных случаях с учетом:

  • Цены по договору.
  • Стоимости строительных работ по смете.
  • Стоимости иных затрат по документам.
  • Расходов на транспортировку.
  • Таможенных выплат.
  • Иных расходов, непосредственно связанных с вводом в эксплуатацию данного ОС.

Срок эксплуатации можно определить:

  • Как максимальное значение по группе классификатора ОС.
  • Если он больше 30-ти лет, то по специальным нормативным документам.

При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:

  1. Недвижимость.
  2. Движимые ОС.
  3. ОС в лизинге.

Ос могут быть приняты к учету в виде:

  • Инвентарного объекта.
  • Обособленного комплекса.

Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:

  • Заводится учетная карточка.
  • Присваивается инвентарный номер.

Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:

Износ и амортизация

Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях амортизация проводится в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:

  • Недвижимость стоимостью до 40000.
  • Библиотечные фонды, оцененные до 40000.
  • Инвентарные объекты от 3000 до 40000.

Выбытие

Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам:

  • Безвозмездная передача. Основанием для списания в этом случае служат: приказ руководителя, акт передачи формой ОС-1.
  • Передача в аренду. Это вариант в бухгалтерских проводках не отражается, а оформляется договором аренды. Учет данного имущества ведется организацией на соответствующем субсчете.
  • Списание по причине полного физического и морального износа объекта и экономической нецелесообразности его ремонта или восстановления. В этом случае создается специальная комиссия, которая принимает решение, и проводит списание имущества с оформлением акта ОС-4 бюдж.

Если ОС находится в госучреждении на правах оперативного управления, то его списание возможно только с разрешения собственника. Поэтому в данном случае факт списания имущества, по решению вышестоящей организации, надо согласовывать:

  • С головной организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С вышестоящей организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С владельцем имущества.

Учет основных средств в казенных учреждениях описан в данном видеоролике:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/buhgalteriya/vneooborotnye-aktivy/osnovnye-sredstva/uchet-v-byudzhetnyh-i-kazennyh-uchrezhdeniyah.html

Учет ОС в бюджетных организациях: проводки и примеры

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110434410 110134410 Списание начисленной амортизации 75000,00 Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет
140110172 110134410 Списание остаточной стоимости оборудования 5000,00
110536340 140110172 Оприходование запчастей 3000,00 Приходная накладная

Источник: https://saldovka.com/provodki/os/v-byudzhetnyih-organizatsiyah.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: