Учет лекарственных средств в бюджетных учреждениях

Учет в медицинских учреждениях. Бухгалтерский, налоговый

Учет лекарственных средств в бюджетных учреждениях

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП.

Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию.

После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг.

Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства.

В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат.

По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности.

Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо.

При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта.

В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/v-medicinskih-uchrezhdeniyah/

Справочник Бухгалтера

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Приобретение лекарственных средств у организаций оптовой торговли, их складской и бухгалтерский учет регламентируются целым рядом нормативных документов. Спецификой учета медикаментов является их большая номенклатура, а также необходимость вести предметно-количественный учет отдельных групп препаратов.

Организация учета медикаментов

1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Лекарственными средствами, разрешенными к применению для лечения пациентов, являются средства, зарегистрированные в государственном реестре (ст. 33 Закона № 61-ФЗ).

    Государственный реестр лекарственных средств содержит:

перечень препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также фармацевтических субстанций, входящих в их состав,
наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое),
лекарственную форму с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества в потребительской упаковке и другие сведения.

    Лекарственные препараты, за исключением изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны быть промаркированы должным образом.    Медицинские учреждения могут закупать лекарства у производителей, организаций оптовой торговли лекарственными средствами или аптек (п.

8 ст. 45, ст. 53 Закона № 61-ФЗ). Также медицинские учреждения могут получать лекарственные средства по централизованному снабжению.     Оптовая продажа лекарственных средств медицинским учреждениям осуществляется согласно Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила № 1222н).

Оптовой торговле подлежат лекарственные средства, включенные в государственный реестр. Организация – оптовый продавец должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»).

    Деятельность по оптовой торговле лекарствами в настоящее время должна соответствовать Правилам надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 80 (далее – Правила № 80).

Указанными правилами, в частности, установлена обязанность дистрибьютора (оптового продавца) удостовериться, что поставка лекарственных средств осуществляется только организациям, имеющим разрешение (лицензию) или иные законные основания для осуществления деятельности, относящейся к обращению лекарственных средств.

То есть дистрибьютор обязан запросить у учреждения копию лицензии на осуществление медицинской деятельности.    Оптовая продажа готовых лекарственных средств медицинскому учреждению производится на основании заключенного договора, согласно требованиям (заявкам) учреждения.

    На отпускаемые лекарственные средства оформляется сопроводительный документ, содержащий следующую информацию (п. 8 Правил № 1222н):

1) о дате оформления сопроводительного документа;
2) наименовании лекарственного средства (международное непатентованное и торговое), сроке годности и номере серии;
3) производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя;
4) количестве упаковок;
5) поставщике и покупателе (ИНН, полное наименование, местонахождение);
6) должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).

Аптечки в организациях

Учет расходов на приобретение медицинских изделий

С 1 января 2012 г. вступили в силу новые Требования к комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам. При формировании аптечки организации должны теперь будут руководствоваться Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении Требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

В соответствии с требованиями охраны труда на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

Под этим, в частности, подразумевается создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (ч. 1 ст. 223 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст.

25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Обратите внимание! Оказывать первую медицинскую помощь должен человек, имеющий медицинское образование.

Если на работе случился инцидент, пострадавшему нужно срочно вызвать специалистов, а до этого обеспечить ему комфортные условия.

Кроме того, выдавать лекарства больному или пострадавшему на свой страх и риск и без рекомендаций медицинского работника недопустимо, — простая таблетка может, например, вызвать непредсказуемую аллергическую реакцию.

Состав лекарственных и перевязочных средств, входящих в аптечки, устанавливается приказами Минздравсоцразвития России, а также иных органов исполнительной власти для определенных видов аптечек.

Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется изделиями медицинского назначения, зарегистрированными на территории РФ, и изделия эти заменять нельзя.

Согласно названному Приказу из состава аптечки для оказания первой помощи исключены лекарственные препараты. Остались только изделия медицинского назначения.

В частности, при проведении сердечно-легочной реанимации должно использоваться устройство для проведения искусственного дыхания «рот — устройство — рот» или карманная маска для искусственной вентиляции легких.

А для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран применяются жгуты, бинты и пакеты перевязочные, а также ножницы, салфетки антисептические, перчатки медицинские и другие изделия медицинского назначения.

Кроме того, в аптечку должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в разных случаях.

Новый и необычный предмет, который сейчас обязательно должен входить в аптечку, — спасательное изотермическое двустороннее одеяло. Его расстилают серебристой стороной к телу, если пострадавшего нужно защитить от переохлаждения, и золотой стороной к телу для защиты от перегревания. Инструкция по его использованию уточняет, что лицо человека должно оставаться открытым.

Изучить рассматриваемый Приказ полезно не только тем, кто отвечает за приобретение аптечки, но и остальным работникам организации. В документе кратко излагается, зачем нужен тот или иной предмет, как им пользоваться, чтобы помочь, а не навредить.

Кроме того, в организации необходимо назначить лицо, ответственное за охрану труда, в обязанности которого будет входить приобретение аптечки, ее хранение и использование средств для оказания первой помощи. Для этого руководителю следует издать соответствующий приказ.

В журнале регистрации оказания первой помощи нужно делать записи об использовании изделий медицинского назначения и их замене. Следует также утвердить инструкцию по оказанию первой помощи, которая будет применяться до прибытия специалистов.

В соответствии со ст. 226 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.

2011 N 238-ФЗ) финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). При этом работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: https://1atc.ru/uchet-lekarstvennyh-sredstv-v-bjudzhetnyh/

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.

Основные аспекты учета медикаментов

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки

Бухгалтерский учет медикаментов

Итоги

Основные аспекты учета медикаментов

Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Этот документ действует и на сегодняшний момент.

В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара.

Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов.

Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов.

Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации.

В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).

Хозяйственная операция

Документ

Регистры учета, которые ведутся аптекой

Нюансы оформления

Медикаменты поступили от поставщика

Счет от продавца

1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

Медикаменты выданы из аптеки для использования

Накладная (требование)

1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Счет от продавца / накладная (требование)

Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

Накладная (требование)

Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ

Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.

Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.

Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях без аптеки

В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки.

Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты.

Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности. В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов.

Хозяйственная операция

Документ

Регистры учета

Особенности оформления

Медикаменты поступают сразу в отделение

1. Накладная (требование).

2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

Поступление особых лекарственных средств

Накладная

Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению

Бухгалтерский учет медикаментов

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/uchet_medikamentov_v_byudzhetnyh_uchrezhdeniyah_nyuansy/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: